Балх

Балх, Бельх (дари بلخ) — город в одноименной провинции Афганистана. Расположен в 20 км к северо-западу от столицы провинции, города Мазари-Шариф и 74 км южнее реки Аму-Дарья. Население — 77 000 человек (оценка 2006).

Один из величайших городов древности, центр исторического приамударьского Афганистана (Бактрии). Во времена расцвета Великого Шелкового Пути население достигало 1 млн., обычно же в Античности и в раннее Средневековье около 200 тыс. человек. До эпохи эллинизма являлся центром зороастризма, иудаизма и буддизма в Персии, испытывая сильное индийско-индуистское влияние благодаря экономическим интересам в Империи Гупта. Уже к началу XX века сильно пострадал от войн. Сохранились остатки крепостной стены, большая мечеть. Ныне город считается центром хлопчато-бумажной промышленности, а также выделки кож, так называемой «персидской овчины». Город поставляет на рынок миндаль и дыни.

Балх

История

Балх — один из древнейших городов мира, он считается первым городом, основанным индоарийцами во время движения из-за Аму-Дарьи. Город был традиционным центром зороастризма и считался местом рождения Заратустры. Во времена античности город или его часть также носил название Зариаспа, которое, по всей видимости, произошло от названия зороастрийского храма огня Азар-и-Асп.

В позднюю Античность Балх стал важным центром хинаяны, по свидетельству Сюаньцзана, в VII веке в городе было около сотни буддийских монастырей (вихара), в которых проживало 30 000 монахов. Крупнейшим из монастырей был Навбахар (санскр. нава вихара — «новый монастырь»), в котором находилась гигантская статуя Будды.

Арабы в первый раз появились в Балхе в 645 году, но ушли, лишь разграбив его. Они вернулись в 715 году и уже прочно закрепились в городе. В дальнейшем город захватывали и грабили монголы и Тимур, но, несмотря на это, Марко Поло описывал город как «достойный и великий».

В XVI—XIX город был полем битвы между Бухарским ханством, Персией и афганцами, пока окончательно не был захвачен эмиром Афганским в 1850 году.

Еврейская община Балха

По-видимому евреи в Балхе поселились задолго до арабского завоевания этого города.

По данным персидских и мусульманских авторов, еврейская община Балха (а может, и сам город) была основана после разрушения Иерусалима Навуходоносором в 586 г. до н. э., который, как говорят, поселил изгнанных евреев в Афганистане.

В соответствии с мусульманской традицией, пророк Иеремия бежал в Балх, где и был похоронен. Согласно мусульманскому историку аль-Табари, еврейский пророк проводил религиозные диспуты с Заратустрой в Балхе.

Иногда появление в городе евреев датируют 4 в.

В Средние Века Балх был центром афганских евреев.

По сообщению арабского энциклопедиста Якута Бен Абдалла Аль-Руми Аль-Хамави (1179−1229), в какое-то время, по всей видимости в середине 9 в., некий Хусайн покинул своё место жительство Йехудунак / Яхуд'анак / Джахуд'анак (то есть «маленькое иудейское место»), который был еврейским пригородом города Балх, и переехал жить в самый город Балх. Перемену его места жительства нужно интерпретировать, по всей видимости, как приемлемый шаг того, кто меняет свою религию и поэтому бросает своё старое место жительства, населённое его бывшими единоверцами, и переезжает на новое место жительство, населённое его новыми единоверцами. Этот Хусайн был отцом одного из великих первых персидских поэтов, — Шахида Балхи (умер в 936 году).

Таким образом, в 9 в. существовал еврейский пригород Балха Йехудунак / Яхуд'анак / Джахуд'анак. Название Джахуд'ан было переименовано в название «Маймана» между 988 годом (в который была составлена вторая версия сочинения пера Аль-Мукаддаси, в коем он называет город только «Аль-Яхудия») и 1030 годом, в который закончил Аль-Бируни сочинение «Аль-Канон», и в котором он называет город «Маймана». Предполагается, что смена названия города вызвана переходом его населения из иудаизма в ислам, или иным событием, который привёл к утрате Джахуд'ан характера еврейского города.

Таким образом, на северо-западе от Балха в области Джузджен существовал целый город, именовав­шийся в географическом словаре Якута — Йиахудиа, что свидетель­ствует, что этот город был или основан евреями, или основатель­но ими перестроен в раннее Средневековье.

Интересно, что согласно «Фаза’ил Балхи» и «Бахр ул-Асрар», в Балхе были ворота в наружной стене города, которые назывались в 10 в. «Йахудийа» («еврейские») или «баб аль-яхуд» («Вората иудеев»). Позднее, между 988 и 1031 годами, он был переименован в Маймана (совр. Меймене, северо-западная провинция Фарьяб) — это название сохраня­ется до сих пор.

В Балхе жил еврей-критик Библии Хиви ха-Балхи (вторая половина 9 в.).

Евреи Балха поддерживали торговые связи с Хазарией.

Присутствие евреев в Балхе известно и в 11 в. по двум источникам. Первый источник документирует существование еврейской общины, которая была, по всей видимости, значительной в количестве её жителей, в начале 11 в. Источником является известный историк начала 11 в. Абу-Л-Фазл Бейхаки. Он рассказывает, что в некое время после 1006 года (это год захвата города султаном Махмудом Газневи), был снят особый налог на уход за городским садом с мусульманского населения Балха и наложен на его еврейское население. Вторым источником является стихотворение персидского поэта по имени Нацир Хусрав Кубадиани (1004−1072), которое было составлено в течении третьей четверти 11 в., в котором включены слова насмешки и гнева по отношению к евреям Балха в то время.

В 13 в. еврейский купец из Балха по имени Хаваджа Рашид аль-Дин аль-Хаким отправился из Хорасана в Индию.

В 1933 году евреям Афганистана было разрешено жить только в Герате, Кабуле и Балхе и запрещено покидать места своего проживания без особого разрешения. Они предпочитали селиться в отдельных кварталах, а в Балхе даже закрывали ворота еврейского квартала на ночь. Евреи платили ежегодный подушный налог, а с 1952 года, когда их перестали брать в армию, — особый налог за освобождение от воинской повинности.

На начало 2000-х годов в Балхе еврейская община не существует.

Памятники

  • Гробница Ходжи Парсы, известна также как Зеленая мечеть — мазар богослова, умершего в Балхе в 1460 году. Украшен ребристым бирюзовым куполом, по сторонам фасада расположены минареты.
  • Медресе Саида Субханкулихана, построенное в XVII веке, до наших дней дошли куски стен и арка.
  • Могила Робии Балхи, первой поэтессы исламского периода, писавшей на персидском.
  • На северо-восточной окраине находятся остатки древнего города, «Бала Хиссар», относящиеся к началу первого тысячелетия.
  • Масджиди Нух ГумбадМечеть Девяти Куполов»), — построена в начале 9 века.

Азия, Афганистан